Чайная церемония
Свирепый взгляд из-за мохнатых нависших бровей, круглые глаза, всклоченные волосы и борода – так обычно изображают Бодхихарма, который пришел из Индии (предположительно из Мадраса) в Китай в 520 г. После долгих странствий он пришел в Шаолинь на горе Суншань. Там он объявил, что цель буддизма – реализовать Будду внутри себя. Так как каждый является потенциальным Буддой, нужно лишь пробудить его в себе. Истинна не нуждается в словах, письменных знаках. Монахи монастыря Шаолинь, которые привыкли истощать себя долгим прочтением сутр, механическим заучиванием их, не поняли наставлений Бодхихармы, поэтому тот удалился в пещеру, расположенную недалеко от монастыря. Здесь, обратившись лицом к стене, он провел в позе сидячей медитации почти девять лет. Он лишь однажды при этом заснул. Проснувшись, Дамо в гневе на самого себя вырвал свои ресницы и бросил в землю. Их подобрал сам Будда, посадил в землю и из них выросли кусты ароматного чая, который стали пить буддисты во время долгой медитации, взбадривая сознание. Именно отсюда берет начало чайная церемония, пришедшая в 12 веке из Китая в Японию вместе с чаньскими монахами.
В действительности чай как напиток был известен в Китае еще раньше. Однако только в Японии и только в связи с культурной атмосферой дзенских монастырей чайная церемония (тя-но-ю), как и икебана, свои современные, отточенные формы.
Первоначальный смысл дзенской чайной церемонии побуждал постичь суть собственной природы, собственного сердца.
Есть разные формы чайной церемонии. Она может происходить ночью и продолжаться с 23 часов до 2 – 4 часов утра. Поводом для нее может стать, например, любование полной луной теплой летней ночью. Бывает и утренний чай, на который собираются перед восходом солнца, а также вечерний, послеобеденный, по случаю праздника и тд. Классическое тя-но-ю обязательно совершается в чайном домике, построенном по образцу уединенной хижины монаха – отшельника где-нибудь в парке при храме. Участвуют в церемонии обычно 6 – 7 человек, больше чайный домик, площадь которого всего 9 -10 кв. м. просто не может вместить. Люди одеваются в традиционные кимано и оказываются в домике, пролезая через маленькую дверь высотой не больше метра, что должно подчеркнуть их скромность, отказ от претензий на привилегии. Перед чаепитием принято раздавать угощения: суп, рис, рыба, иногда и саке. Но все в умеренных количествах. Затем хозяин или хозяйка со строго определенными жестами и движениями заваривают чай из специально растертого в порошок чайного листа определенного сорта, взбивая его кисточкой. Гости пьют по очереди из большой чашки, передавая ее по кругу. Прежде чем подать чашку соседу, следует обязательно протереть ее край салфеткой и сказать установленные ритуалом очень простые слова: «Почтительно прошу принять». После крепкого чая подается слабый чай, но уже в отдельной чашке для каждого гостя, и к нему – традиционные японские сладости из рисовой или бобовой муки. Разговор за чаем ведется о красоте посуды, ее истории, о висящем на стене свитке и тому подобно возвышенных вещах. На будничные деловые темы говорить не принято, хотя после церемонии, во время прогулки по саду, можно побеседовать обо всем.
«Тя-но-ю – это поклонение красоте в сером свете будней». ^_^